Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Номинация - «Мероприятие» Экскурсия в краеведческий музей МБУ ДО Кагальницкий ЦТ Азовского района воспитанниками старшей логопедической группы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧЕРЕЖДЕНИ  «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД № 51 «РОДНИЧОК» (СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ)

 

Номинация - «Мероприятие»

Экскурсия в краеведческий музей МБУ ДО Кагальницкий ЦТ Азовского района воспитанниками старшей логопедической группы

Воспитатель: Корсун С.В.

Декабрь, 2017г.

Содержание:

  1. Введение
  2. Предварительная работа
  3. Актуальность
  4. Содержание мероприятия

4.4 Предварительная работа

4.2 Казачий курень

4.3 Предметы быта

4.4 Посуда

4.5 Одежда

       5. Заключение

       6. Приложение

1. Введение.

На современном этапе обновления российского образования, в условиях реализации ФГОС общего образования, ФГОС дошкольного образования осуществляется поиск новых ценностных ориентиров, методических основ образовательного процесса с учетом отечественных педагогических традиций при привлечении материала, направленного на воспитание патриотических качеств.

В психолого-педагогических  исследованиях  указывается,  что  период  дошкольного  детства  по  своим  психологическим  характеристикам  наиболее  благоприятен  для  воспитания  начал  патриотизма. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний и организацию доступной деятельности.

ФГОС определяет ряд требований к образовательной программе дошкольного образования. Одно из них состоит в том, что  содержание программы должно формировать знания о малой родине и Отечестве.  

Одной из технологий, способствующих повышению уровня патриотического  развития дошкольников, является  музейная  педагогика.  Фундаментом педагогики музея является погружение ребенка в специально организованную среду, которая может включать в себя элементы искусства, старины, памятники природы и многое другое. Именно музей становится источником формирования интереса детей к своему народу, культуре, формирует основу нравственно-патриотического воспитания .  Активное использование музейной технологии в образовательном процессе помогает приобщить детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности.

Знакомство с культурой своего региона  является первым шагом для ребенка в усвоении общечеловеческих ценностей. В то же время приобщение детей к народной культуре является мощным средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя: территорию, климат, природу, особенности языка и быта, однако не сводится исключительно к этим составляющим. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

Некоторые спросят, для чего нужно такое пристальное внимание к давнему прошлому, к давно уже исчезнувшему укладу народной  жизни. Значение того, что было до нас не только желательно, но и необходимо.

   Культура и народный быт обладает глубокой преемственностью. Шагнуть вперед можно только тогда, когда нога отталкивается от чего-то, движение от ничего или из ничего невозможно. В прошлом мы черпаем  свои духовные силы , чтобы совершенствовать будущее.

   В древности говорили: «Каждое древо сильно своим корнями, отруби их и дерево погибнет». Так и народ, незнающий своей культуры, обречен на вымирание и, в конечном счете, на исчезновение с земли вообще.

Цель:

- дать знания о том, что краеведческий музей – хранитель подлинных памятников

  материальной и духовной культуры нашего народа;

Задачи:

-- продолжать знакомить детей с жизнью и бытом казаков;

- формировать у ребёнка уважительное отношение к национальной и региональной культуре;

- закрепить поведенческими нормами, принятыми в обществе;

-- воспитывать чувство гордости за свою малую родину, любовь к ней, стремление хранить    и приумножать ее историю.

2. Предварительная работа:  знакомство детей с историей донского казачества; знакомство с предметами домашнего  обихода; оформление тематических альбомов и папок; создание мини-музея в групповой комнате; написание и реализация долгосрочного проекта «Казачество», проведение тематических развлечений и праздников, приобретение методической литературы, оформление групповой комнаты.

3. Актуальность.

Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило коллектив нашего детского сада к проведению углубленной работы по патриотическому воспитанию. Немаловажным этапом введения регионального компонента в образовательный процесс является обогащение развивающей среды материалами о родном селе, районе, области и создание условий для работы с краеведческим материалом детей и взрослых.

Правильно подобранная и своевременно предоставленная наглядность помогает формированию у ребенка правильных, неискаженных представлений о родном крае, помогает расширить кругозор, активизировать познавательные интересы, побуждает к исследовательской деятельности, а внесение регионального компонента в тематику и содержание предметно-развивающей среды, выступает одним из условий развития ценностного отношения к родному краю.

Опираясь на  методические рекомендации, выделенные в  парциальных программах по патриотическому воспитанию дошкольников, мы занялись организацией предметно-развивающей среды, поиском  и разработкой инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников

  1. Содержание мероприятия:
    1. Предварительная беседа.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас экскурсия в музей. В музее собраны экспонаты -  настоящие предметы, которые существовали в те далекие времена. Музей хранит нашу историю. Экспонаты собраны не только работниками музея. Многие люди, жители нашего села, приняли участие в создании музея: приносили предметы, документы, которые отображают историю нашего села, коллекция постоянно пополняется новыми экспонатами.

А теперь давайте вспомним правила поведения в музее. ( В музее надо вести себя  тихо, потому что туда приходят другие экскурсанты  и мы не должны мешать им. В музее нельзя ничего трогать руками без разрешения работников музея).

                               

Начать нашу экскурсию я предлагаю Дане Е., который прочитает стихотворение И. Г. Попова «Я родом из донского края».

Я родом из донского края.

На свете нет прекрасней рая.

Простор степей, простор песков

И хлебных желтых колосков.

 

Великий и могучий Дон,

Он с волгой нежно обручен.

Прекрасный здесь живет народ.

Казаки – мир его зовет.

 

Казак – опора всей России.

Он воевал всегда красиво.

Гордится им святая Русь,

Гордятся все, и я горжусь.

Воспитатель: Родной край… Тихий Дон… Ему есть, чем гордиться – история нашей малой родины полна славными событиями, вековыми традициями, знаменитыми соотечественникам. Когда-то, во времена далекие селились по берегам Батюшки – Дона люди, которые хотели свободной жизни.

   Казаки… Вольные люди на вольной земле… Славные защитники южных рубежей России. Словно былинные богатыри вставали они заслоном, если враги шли на Русь!

   А какими они были? Как жили? Как работали и отдыхали от трудов ратных? Сегодня я предлагаю вам поговорить об этом.          

4.2 Казачий курень.

Воспитатель: Послушайте отрывок из произведения  писателя И.Бойко «Гимн хате».

«Строили тебя на скорую руку, из всего, что ни есть: из самана, шурлука, набивали глиной, рубили из дуба; укрывали бурьяном, камышом, дранью. Под твои углы закладывали монеты, чтобы быть богатым; на пороги прибивали подковы, чтобы быть счастливым, петухами, рыбками, розами; в цвет васильков раскрашивали окна, чтобы радовали глаз. Строили тебя всей родней, всей улицей, всей станицей и повсюду к тебе каждый вхож, твои двери открытые каждому… А сколько пота пролила ты! Просыпалась рано-рано, на зорьке. Будили тебя петухи, коровы, овцы, звон наковален в кузнеце. И было тебе радостно, когда вокруг тебя невестами хороводились вишни, яблони, груши; когда у окон твоих оббивали цепами снопы, веяли зерно; когда в горнице ткали полотна, в сенях плели лапти; когда тебе нашептывали сны пряхи и веретено. И сколько набивалось в тебя детишек, хата, что не повернуться, ни сесть!».

Воспитатель: А теперь отгадайте-ка мои загадки!

Сидит Феофан, в землю вкопан.

Не живой, а жилой,

Много глаз любит нас. (Хата, курень)

Кругом хаты синие лопаты. (Окна)

Стали хлопцы в ряд,

Проходить не велят. (Плетень)

4.3  Предметы быта

Воспитатель: В казачьих семьях трудились не покладая рук. Особенно тяжелыми были полевые работы в страдную пору - уборка урожая. Работали от зари до зари, жить перебирались всей семьей в поле. Зимой, с раннего утра до поздней ночи, женщины пряли, ткали, шили. Мужчины в зимнюю пору занимались всевозможным ремонтом и починкой построек, орудий труда, транспортных средств, их обязанностью был уход за лошадьми и скотом. 

На плечи женщины-казачки  ложилась вся работа по дому. Отличительной чертой казачки было ее стремление к чистоте. Хорошей хозяйкой считалась та казачка, у которой всегда была в порядке  печь, блистал чистотой пол и была наготовлена еда.

Давайте узнаем, хорошие ли хозяева и хозяйки подрастают из вас. Предлагаю вам поиграть в игру «Для чего этот предмет?».

Дети делятся на команду мальчиков и команду девочек. Воспитатель указывает на предметы обихода или показывает иллюстрации. Команды по очереди отвечают. При затруднении право  ответа переходит к другой команде. (Приложение 1)

Воспитатель: Молодцы, правильно! Предлагаю вам отгадать еще несколько моих загадок!

Какая обувь в огне изготавливается и с ног не снимается.    (Подкова) 

Висом висят, ходом ходят,

время показывают. (Часы)  

                                                                Висит , телепается, 

                                                                                       всяк за него хватается. (Рушник)

Длинна дровыняка в желизо нрядылась,                               Сом с одним усом. ( Кнут)

в работе пригодылась. (Лопата)

 

Зубы, как у щуки,                                                                На чужой спине едет,

                                                                                               на своей груз везёт.  ( Седло)

  Рога, как у быка,

 Испокон веку     

 Служит человеку.   ( Пила)                                   

В ножнах спит, а не в постели.

Как огонь, горит на деле.

И надёжна, и остра.

Казаку в бою - сестра.     (Шашка, сабля) 

4.4  Посуда.

Воспитатель: Для хранения продуктов, приготовления и подачи пищи на стол употреблялась различная посуда.

Предлагаю вам еще одну игру, которая называется «Дай название». (Приложение 2).

Дети рассматривают иллюстрации посуды, которую использовали в обиходе казаки, и называют ее.

Воспитатель: Молодцы, все назвали! Действительно, глиняные кувшины называли глэчики, кубышки, макитры, горшки, каймачницы. Казачки использовали различные металлические миски и гляки, тазы и ендовы; деревянные блюда, ложки, чашки, бочки, сита, решета, махотки, плетеные из лозы корзины, сапетки, короба.

 На обеденном столе казака самой почетной посудой с древних времен была солоница. Соль ценилась дорого, ее берегли, необходимость ее могла сравниться только с хлебом. Не даром говорили: «Хлеб соль ешь, а правду режь», «Без соли, без хлеба худая беседа».

Воспитатель: Поможете мне отгадать еще несколько загадок?

Был я на копанцах,

Был я на топанцах,

Был на пожаре,

Был на базаре!

Молод был – людей кормил,                                                 

Стар стал – пеленаться стал,

А умер – мои кости выбросили,

И собаки не гложут.  (Глэчек).

                                                                    Шо в нашей хати за поцелувайло?  (Кружка).

Сама не ем, а людей кормлю.  (Ложка).

                                                                                   Новая посудина уся в дырах.  (Решето)

4.5  Казачья одежда.

Воспитатель: В казачьих семьях глава  семьи  –  казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное  – охраняет границу от врагов. Настоящие казаки одевались в полный комплект, при них были обязательно конь и оружие. Во время первой мировой войны традиционная казачья форма изменилась. Казаки стали носить гимнастерку, фуражку или папаху.

Воспитатель:  А теперь посмотрите на женскую одежду. Видите, какой красивый костюм, какая вышивка, какие яркие, сочные краски.

Женская казачья одежда, даже повседневная,  шилась и украшалась с любовью. Но особенно красивой, нарядной  одежда  казачки была в праздники. Для настоящей казачки важно было одеваться так, как требовала ситуация. На все случаи жизни казачки имели одежду. Самый любимый и самый красивый наряд она надевала на свадьбу, один раз в жизни.

 Изготовление донского национального костюма связано с различными народными промыслами: шитьем, ткачеством, плетением кружев, вышивкой. Вышивка являлась украшением одежды.                              

Воспитатель: И, конечно, еще вам нужно отгадать загадки!

Голове не будет страха,

если есть на ней … (папаха)

                

                                                                    Что удобней для ноги?

                                                                    Мне - казачьи… (сапоги)

Кому - плащ, кому - тужурка,

казаку – казачья…. (бурка)

     

                                                                                    Ну, а если командир,

                                                                                      полагается … (мундир)

Между делом, тары-бары,

Носит батько … (шаровары)

 Молодцы, ребята! Вы показали себя настоящими знатоками истории донского казачества! Мне кажется, вы достойны носить звание «Юный краевед». Я вручаю вам памятные знаки, которые вы будете хранить дома.                                                                         

  1. Заключение.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере патриотического воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Проведение экскурсии позволило сделать вывод, что у детей  сформированы начальные представления о традиционной семье казака; семейном укладе, роли семьи в сохранении и передаче традиций; дети  знакомы с понятием «курень» – дом, изба - как феноменом культуры, как средоточием основных жизненных ценностей человека, счастья, достатка, единства семьи и рода; знакомы с основными занятиями казачества: земледелием, рыболовством, орудиями производства; с изделиями и технологиями традиционных ремёсел – ткачество, вышивка, гончарное искусство и т.д.; обращают внимание на связь устного народного творчества с трудовой, семейной, праздничной и другими сторонами жизни народа, с природой; их речь обогащается  пословицами, поговорками, загадками; через личное участие ребёнка в праздниках народного календаря происходит ознакомление с историей, содержанием, обрядами и обычаями некоторых из основных народных праздников.

В дальнейшем я планирую продолжить работу по патриотическому воспитанию посредством реализации долгосрочного проекта «Казачество», укреплять плодотворное сотрудничество с родителями воспитанников и развивать партнерские отношения с социально-культурными учреждениями с. Кагальник.

  1. Приложения

Контакты

346770, Ростовская область, Азовский район,с. Кагальник, ул. Пролетарская,74


8(863)423-95-58


rodnichek51@mail.ru


rodnichok51.ru