Номинация - «Мероприятие» Экскурсия в краеведческий музей МБУ ДО Кагальницкий ЦТ Азовского района воспитанниками старшей логопедической группы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД № 51 «РОДНИЧОК» (СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ)
Номинация - «Мероприятие»
Экскурсия в краеведческий музей МБУ ДО Кагальницкий ЦТ Азовского района воспитанниками старшей логопедической группы
Воспитатель: Корсун С.В.
Декабрь, 2017г.
Содержание:
- Введение
- Предварительная работа
- Актуальность
- Содержание мероприятия
4.4 Предварительная работа
4.2 Казачий курень
4.3 Предметы быта
4.4 Посуда
4.5 Одежда
5. Заключение
6. Приложение
1. Введение.
На современном этапе обновления российского образования, в условиях реализации ФГОС общего образования, ФГОС дошкольного образования осуществляется поиск новых ценностных ориентиров, методических основ образовательного процесса с учетом отечественных педагогических традиций при привлечении материала, направленного на воспитание патриотических качеств.
В психолого-педагогических исследованиях указывается, что период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания начал патриотизма. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний и организацию доступной деятельности.
ФГОС определяет ряд требований к образовательной программе дошкольного образования. Одно из них состоит в том, что содержание программы должно формировать знания о малой родине и Отечестве.
Одной из технологий, способствующих повышению уровня патриотического развития дошкольников, является музейная педагогика. Фундаментом педагогики музея является погружение ребенка в специально организованную среду, которая может включать в себя элементы искусства, старины, памятники природы и многое другое. Именно музей становится источником формирования интереса детей к своему народу, культуре, формирует основу нравственно-патриотического воспитания . Активное использование музейной технологии в образовательном процессе помогает приобщить детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности.
Знакомство с культурой своего региона является первым шагом для ребенка в усвоении общечеловеческих ценностей. В то же время приобщение детей к народной культуре является мощным средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя: территорию, климат, природу, особенности языка и быта, однако не сводится исключительно к этим составляющим. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.
Некоторые спросят, для чего нужно такое пристальное внимание к давнему прошлому, к давно уже исчезнувшему укладу народной жизни. Значение того, что было до нас не только желательно, но и необходимо.
Культура и народный быт обладает глубокой преемственностью. Шагнуть вперед можно только тогда, когда нога отталкивается от чего-то, движение от ничего или из ничего невозможно. В прошлом мы черпаем свои духовные силы , чтобы совершенствовать будущее.
В древности говорили: «Каждое древо сильно своим корнями, отруби их и дерево погибнет». Так и народ, незнающий своей культуры, обречен на вымирание и, в конечном счете, на исчезновение с земли вообще.
Цель:
- дать знания о том, что краеведческий музей – хранитель подлинных памятников
материальной и духовной культуры нашего народа;
Задачи:
-- продолжать знакомить детей с жизнью и бытом казаков;
- формировать у ребёнка уважительное отношение к национальной и региональной культуре;
- закрепить поведенческими нормами, принятыми в обществе;
-- воспитывать чувство гордости за свою малую родину, любовь к ней, стремление хранить и приумножать ее историю.
2. Предварительная работа: знакомство детей с историей донского казачества; знакомство с предметами домашнего обихода; оформление тематических альбомов и папок; создание мини-музея в групповой комнате; написание и реализация долгосрочного проекта «Казачество», проведение тематических развлечений и праздников, приобретение методической литературы, оформление групповой комнаты.
3. Актуальность.
Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило коллектив нашего детского сада к проведению углубленной работы по патриотическому воспитанию. Немаловажным этапом введения регионального компонента в образовательный процесс является обогащение развивающей среды материалами о родном селе, районе, области и создание условий для работы с краеведческим материалом детей и взрослых.
Правильно подобранная и своевременно предоставленная наглядность помогает формированию у ребенка правильных, неискаженных представлений о родном крае, помогает расширить кругозор, активизировать познавательные интересы, побуждает к исследовательской деятельности, а внесение регионального компонента в тематику и содержание предметно-развивающей среды, выступает одним из условий развития ценностного отношения к родному краю.
Опираясь на методические рекомендации, выделенные в парциальных программах по патриотическому воспитанию дошкольников, мы занялись организацией предметно-развивающей среды, поиском и разработкой инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников
- Содержание мероприятия:
- Предварительная беседа.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас экскурсия в музей. В музее собраны экспонаты - настоящие предметы, которые существовали в те далекие времена. Музей хранит нашу историю. Экспонаты собраны не только работниками музея. Многие люди, жители нашего села, приняли участие в создании музея: приносили предметы, документы, которые отображают историю нашего села, коллекция постоянно пополняется новыми экспонатами.
А теперь давайте вспомним правила поведения в музее. ( В музее надо вести себя тихо, потому что туда приходят другие экскурсанты и мы не должны мешать им. В музее нельзя ничего трогать руками без разрешения работников музея).
Начать нашу экскурсию я предлагаю Дане Е., который прочитает стихотворение И. Г. Попова «Я родом из донского края».
Я родом из донского края.
На свете нет прекрасней рая.
Простор степей, простор песков
И хлебных желтых колосков.
Великий и могучий Дон,
Он с волгой нежно обручен.
Прекрасный здесь живет народ.
Казаки – мир его зовет.
Казак – опора всей России.
Он воевал всегда красиво.
Гордится им святая Русь,
Гордятся все, и я горжусь.
Воспитатель: Родной край… Тихий Дон… Ему есть, чем гордиться – история нашей малой родины полна славными событиями, вековыми традициями, знаменитыми соотечественникам. Когда-то, во времена далекие селились по берегам Батюшки – Дона люди, которые хотели свободной жизни.
Казаки… Вольные люди на вольной земле… Славные защитники южных рубежей России. Словно былинные богатыри вставали они заслоном, если враги шли на Русь!
А какими они были? Как жили? Как работали и отдыхали от трудов ратных? Сегодня я предлагаю вам поговорить об этом.
4.2 Казачий курень.
Воспитатель: Послушайте отрывок из произведения писателя И.Бойко «Гимн хате».
«Строили тебя на скорую руку, из всего, что ни есть: из самана, шурлука, набивали глиной, рубили из дуба; укрывали бурьяном, камышом, дранью. Под твои углы закладывали монеты, чтобы быть богатым; на пороги прибивали подковы, чтобы быть счастливым, петухами, рыбками, розами; в цвет васильков раскрашивали окна, чтобы радовали глаз. Строили тебя всей родней, всей улицей, всей станицей и повсюду к тебе каждый вхож, твои двери открытые каждому… А сколько пота пролила ты! Просыпалась рано-рано, на зорьке. Будили тебя петухи, коровы, овцы, звон наковален в кузнеце. И было тебе радостно, когда вокруг тебя невестами хороводились вишни, яблони, груши; когда у окон твоих оббивали цепами снопы, веяли зерно; когда в горнице ткали полотна, в сенях плели лапти; когда тебе нашептывали сны пряхи и веретено. И сколько набивалось в тебя детишек, хата, что не повернуться, ни сесть!».
Воспитатель: А теперь отгадайте-ка мои загадки!
Сидит Феофан, в землю вкопан.
Не живой, а жилой,
Много глаз любит нас. (Хата, курень)
Кругом хаты синие лопаты. (Окна)
Стали хлопцы в ряд,
Проходить не велят. (Плетень)
4.3 Предметы быта
Воспитатель: В казачьих семьях трудились не покладая рук. Особенно тяжелыми были полевые работы в страдную пору - уборка урожая. Работали от зари до зари, жить перебирались всей семьей в поле. Зимой, с раннего утра до поздней ночи, женщины пряли, ткали, шили. Мужчины в зимнюю пору занимались всевозможным ремонтом и починкой построек, орудий труда, транспортных средств, их обязанностью был уход за лошадьми и скотом.
На плечи женщины-казачки ложилась вся работа по дому. Отличительной чертой казачки было ее стремление к чистоте. Хорошей хозяйкой считалась та казачка, у которой всегда была в порядке печь, блистал чистотой пол и была наготовлена еда.
Давайте узнаем, хорошие ли хозяева и хозяйки подрастают из вас. Предлагаю вам поиграть в игру «Для чего этот предмет?».
Дети делятся на команду мальчиков и команду девочек. Воспитатель указывает на предметы обихода или показывает иллюстрации. Команды по очереди отвечают. При затруднении право ответа переходит к другой команде. (Приложение 1)
Воспитатель: Молодцы, правильно! Предлагаю вам отгадать еще несколько моих загадок!
Какая обувь в огне изготавливается и с ног не снимается. (Подкова)
Висом висят, ходом ходят,
время показывают. (Часы)
Висит , телепается,
всяк за него хватается. (Рушник)
Длинна дровыняка в желизо нрядылась, Сом с одним усом. ( Кнут)
в работе пригодылась. (Лопата)
Зубы, как у щуки, На чужой спине едет,
на своей груз везёт. ( Седло)
Рога, как у быка,
Испокон веку
Служит человеку. ( Пила)
В ножнах спит, а не в постели.
Как огонь, горит на деле.
И надёжна, и остра.
Казаку в бою - сестра. (Шашка, сабля)
4.4 Посуда.
Воспитатель: Для хранения продуктов, приготовления и подачи пищи на стол употреблялась различная посуда.
Предлагаю вам еще одну игру, которая называется «Дай название». (Приложение 2).
Дети рассматривают иллюстрации посуды, которую использовали в обиходе казаки, и называют ее.
Воспитатель: Молодцы, все назвали! Действительно, глиняные кувшины называли глэчики, кубышки, макитры, горшки, каймачницы. Казачки использовали различные металлические миски и гляки, тазы и ендовы; деревянные блюда, ложки, чашки, бочки, сита, решета, махотки, плетеные из лозы корзины, сапетки, короба.
На обеденном столе казака самой почетной посудой с древних времен была солоница. Соль ценилась дорого, ее берегли, необходимость ее могла сравниться только с хлебом. Не даром говорили: «Хлеб соль ешь, а правду режь», «Без соли, без хлеба худая беседа».
Воспитатель: Поможете мне отгадать еще несколько загадок?
Был я на копанцах,
Был я на топанцах,
Был на пожаре,
Был на базаре!
Молод был – людей кормил,
Стар стал – пеленаться стал,
А умер – мои кости выбросили,
И собаки не гложут. (Глэчек).
Шо в нашей хати за поцелувайло? (Кружка).
Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка).
Новая посудина уся в дырах. (Решето)
4.5 Казачья одежда.
Воспитатель: В казачьих семьях глава семьи – казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное – охраняет границу от врагов. Настоящие казаки одевались в полный комплект, при них были обязательно конь и оружие. Во время первой мировой войны традиционная казачья форма изменилась. Казаки стали носить гимнастерку, фуражку или папаху.
Воспитатель: А теперь посмотрите на женскую одежду. Видите, какой красивый костюм, какая вышивка, какие яркие, сочные краски.
Женская казачья одежда, даже повседневная, шилась и украшалась с любовью. Но особенно красивой, нарядной одежда казачки была в праздники. Для настоящей казачки важно было одеваться так, как требовала ситуация. На все случаи жизни казачки имели одежду. Самый любимый и самый красивый наряд она надевала на свадьбу, один раз в жизни.
Изготовление донского национального костюма связано с различными народными промыслами: шитьем, ткачеством, плетением кружев, вышивкой. Вышивка являлась украшением одежды.
Воспитатель: И, конечно, еще вам нужно отгадать загадки!
Голове не будет страха,
если есть на ней … (папаха)
Что удобней для ноги?
Мне - казачьи… (сапоги)
Кому - плащ, кому - тужурка,
казаку – казачья…. (бурка)
Ну, а если командир,
полагается … (мундир)
Между делом, тары-бары,
Носит батько … (шаровары)
Молодцы, ребята! Вы показали себя настоящими знатоками истории донского казачества! Мне кажется, вы достойны носить звание «Юный краевед». Я вручаю вам памятные знаки, которые вы будете хранить дома.
- Заключение.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере патриотического воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
Проведение экскурсии позволило сделать вывод, что у детей сформированы начальные представления о традиционной семье казака; семейном укладе, роли семьи в сохранении и передаче традиций; дети знакомы с понятием «курень» – дом, изба - как феноменом культуры, как средоточием основных жизненных ценностей человека, счастья, достатка, единства семьи и рода; знакомы с основными занятиями казачества: земледелием, рыболовством, орудиями производства; с изделиями и технологиями традиционных ремёсел – ткачество, вышивка, гончарное искусство и т.д.; обращают внимание на связь устного народного творчества с трудовой, семейной, праздничной и другими сторонами жизни народа, с природой; их речь обогащается пословицами, поговорками, загадками; через личное участие ребёнка в праздниках народного календаря происходит ознакомление с историей, содержанием, обрядами и обычаями некоторых из основных народных праздников.
В дальнейшем я планирую продолжить работу по патриотическому воспитанию посредством реализации долгосрочного проекта «Казачество», укреплять плодотворное сотрудничество с родителями воспитанников и развивать партнерские отношения с социально-культурными учреждениями с. Кагальник.
- Приложения